Аудит и консалтинг, 

бухгалтерский учет.
О компании
Услуги
Новости
Консультации
Разработки
Контакты
Новая страница



Подпишитесь на рассылку анонсов новостей АС-АУДИТ по почте или читайте нас в блогах.
Работая с нами через интернет, вы получаете скидку 10%!


Аудит и консалтинг, бухгалтерский учет.

English version




 
 
 
МСФО Бухучет и налоги Финансовый анализ Корпоративное право Архив

  МСФО (IFRIC 13): Программы лояльности

Главная > Консультации > МСФО (IFRIC 13): Программы лояльности

16.05.2011

Вопрос: наша компания начисляет бонусные баллы клиентам, которые воспользовались нашими услугами. Накопленные баллы можно обменять на наши услуги при следующем обращении в нашу компанию. Какой порядок признания выручки при оказании услуг, оплачиваемых накопленными ранее баллами?

Ответ: Программы лояльности являются сегодня важным элементом бизнес среды в различных отраслях экономики: авиаперевозках, розничной торговле, сфере услуг, мобильной связи. Компании используют программы лояльности для поддержания приверженности своим брендам, удержания важных клиентов и увеличения объема продаж, то есть для стимулирования покупателей на последующее приобретение своих товаров и услуг. При покупке товаров и услуг покупателям предоставляются бонусные единицы в виде «баллов» или «миль», которые можно при последующих покупках обменивать на товары и услуги или на скидку на соответствующие товары и услуги, в зависимости от условий программы лояльности.

Существует множество разновидностей программ лояльности. От покупателей может требоваться накопление определенного минимального объема бонусных единиц, для последующего обмена их на товары и услуги. Начисление бонусных единиц может быть привязано к отдельным покупкам, или к определенному количеству покупок, или к определенному периоду совершения покупок. Компании могут реализовать программу лояльности для своих клиентов самостоятельно или могут участвовать в программе лояльности, организованной третьей стороной. Вознаграждение может быть предоставлено в виде собственных товаров и услуг компании и/или в виде товаров и услуг других компаний.

В связи с необходимостью единообразного отражения в отчетности операций, связанных с использованием программы лояльности, в 2007 году была выпущена Интерпретация (IFRIC) 13 «Программы лояльности». В соответствии с Интерпретацией (IFRIC) 13 часть вознаграждения, полученного от покупателей товаров и услуг, следует относить на бонусные единицы и отражать в отчетности как обязательство до того момента, когда компания выполнит свое обязательство перед покупателем по предоставлению ему вознаграждения. Обязательство должно быть оценено с учетом стоимости бонусных единиц, предоставленных покупателям, а не их себестоимости для компании. Обязательство должно быть признано в отчетности как отложенная выручка, а не как расход. Указанный подход к отражению в отчетности операций по программам лояльности обусловлен следующими положениями:

• Бонусные единицы представляют собой оплаченное покупателем право на получение вознаграждения. Бонусные единицы могут быть отделены от маркетинговых расходов, так как они предоставляются покупателю в результате совершения сделки купли-продажи товара или услуги.

• Бонусные единицы идентифицируются отдельно от реализованных товаров и услуг как часть первоначальной сделки купли-продажи согласно МСФО 18.13. Критерии признания выручки обычно применяются отдельно к каждой операции. Однако при определенных обстоятельствах необходимо применять их к отдельно идентифицируемым компонентам индивидуальной сделки для того, чтобы правильно отразить ее сущность. Так как бонусные единицы не могут быть использованы покупателем при первоначальной покупке, необходимо разделить первоначальную сделку на компоненты и применить критерии признания отдельно к каждому компоненту сделки.

С точки зрения Интерпретации (IFRIC) 13 бонусы являются не затратами компании, относящимися к реализованным товарам и услугам, а непосредственно товарами и услугами, которые будут реализованы в будущем. Однако, МСФО (IAS) 18 не определяет способ распределения выручки между компонентами при многокомпонентной сделке. В соответствии с МСФО (IAS) 18 компании следует определять суммы, уплаченные покупателем за каждый компонент, на основании собственного опыта по реализации аналогичных товаров и услуг похожим покупателям.

Интерпретация 13 (IFRIC) требует, чтобы вознаграждение, отнесенное на бонусные единицы, оценивалось по справедливой стоимости. При этом Интерпретация 13 (IFRIC) не уточняет, должна ли сумма, распределенная на бонусные единицы, быть равной только их справедливой стоимости, независимо от справедливой стоимости других компонентов выручки, или определяться пропорционально общей сумме полученного вознаграждения, включающего справедливую стоимость как бонусных единиц, так и прочих компонентов. Выбор способа определения суммы вознаграждения, относящегося на бонусные единицы, осуществляется менеджментом компании и является элементом учетной политики. При определении справедливой стоимости бонусных единиц и суммы отложенного дохода следует учитывать долю бонусных единиц, которые никогда не будут погашены покупателями, исходя из сложившейся практики управления программой лояльности определенной компанией.

Не все начисленные бонусные единицы обмениваются покупателями на товары и услуги одновременно, поэтому Интерпретация 13 (IFRIC) устанавливает порядок признания выручки по фактически погашенным бонусным единицам. Если компания сама является оператором программы лояльности, сумму признанной выручки следует определять пропорционально количеству погашенных бонусных единиц в общем количестве начисленных бонусных единиц, ожидаемых к погашению. Если третья сторона является оператором программы лояльности, сначала следует определить, собирает ли компания вознаграждение за начисленные бонусные единицы от собственного имени или по поручению другой компании в качестве агента.

• В случае, когда компания действует от собственного имени, она должна измерять свою выручку в валовой сумме полученного вознаграждения за начисленные бонусные единицы и признавать выручку по мере погашения покупателями полученных баллов.

• Когда компания собирает вознаграждение по поручению оператора программы лояльности, она должна измерять свою выручку в виде разницы между возмещением, выделяемым на предоставление бонусных единиц, и суммой, подлежащей выплате оператору программы лояльности за предоставление покупателям призов, и признавать ее в отчетности после начисления бонусных единиц покупателям. В качестве альтернативы, если покупатель имеет право на выбор требовать погашения бонусных единиц на выбор от компании или от оператора программы лояльности, выручка должна признаваться только после того, как покупатель решаит потребовать призы от оператора.

Интерпретация 13 (IFRIC) применяется только по отношению к бонусным единицам, предоставленным покупателям по результатам совершенных сделок купли-продажи, то есть она не применяется к операциям по распределению бесплатных ваучеров и прочим схемам, не предусматривающих первоначальной сделки купли-продажи.



Теги: Бонусы, МСФО



Ссылки по теме:

КМСФО создал группу по «эффективизации» раскрываемой информации 5
Расширение добровольного применения МСФО в Японии 5
Фонд МСФО объявил, что «Путеводитель по МСФО 2013» выйдет в сентябре 2013 года. 5
FASB предложил 3 новых стандарта для частных компаний 5
GASB предлагает подходы по измерению справедливой стоимости 5



 
Партнеры 

сайта.


 
Copyright (C) АС-АУДИТ, 2003-2024 гг.
тел.: (495) 775-61-31, (925) 505-19-41
e-mail: info@as-audit.ru

Rambler's Top100

Создание и продвижение