Из практики аудиторских проверок
24.02.2012
Организации могут выдавать своим сотрудникам денежные средства под отчет на хозяйственные расходы. Выдача наличных денежных средств под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.
После произведенных расходов или возвращения из командировки, сотрудник должен в установленные сроки предоставить в бухгалтерию авансовый отчет. Авансовый отчет - это документ первичного учета, подтверждающий расходование выданных авансом подотчетных сумм с приложением оправдательных документов. В ходе аудиторской проверки не редко бывают выявлены нарушения в части оформления и отражения в учете авансовых отчетов, вот наиболее распространенные из них:
1. Несвоевременный отчет сотрудника об израсходованных суммах по возвращении из командировки.
Требования законодательства:
В соответствии с абз. 2 п. 4.4 Главы 4 Положения «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ» № 373-П от 12.01.2011 г. подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий 3 рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии — руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии — руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.
2. Выдача денежных средств подотчетному лицу до окончательного расчета по предыдущему авансу.
Требования законодательства:
Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег (абз. 3 п. 4.4 Главы 4 Положения «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ» № 373-П от 12.01.2011 г.).
3. Оправдательные документы к авансовому отчету составлены с нарушением требований законодательства (отсутствуют обязательные реквизиты).
Требования законодательства:
В соответствии с п. 2 ст. 9 ФЗ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Выводы Аудитора:
Данное замечание свидетельствует о недостаточно эффективной системе внутреннего контроля.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п.1 ст.15.1 КоАП нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, в связи с тем, что первичные документы оформлены с нарушением требований законодательства, то произведенные расходы могут быть признаны документально неподтвержденными и исключены из расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
Рекомендации Аудитора:
• Усилить контроль за своевременным предоставлением авансовых отчетов сотрудниками. • Принимать к учету первичные документы, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Теги: Командировка, Практика аудиторских проверок, Работники
Ссылки по теме:
О порядке отражения сведений о среднесписочной численности работников в форме расчета по страховым взносам 5 Компенсация работнику проезда к месту командировки не из места нахождения организации-работодателя не облагается НДФЛ 5 Учет расходов по затянувшейся командировке 5 Учет расходов на билеты без банковской выписки 5 Из практики аудиторских проверок 5
|