Из практики аудиторских проверок
11.04.2013
Содержание нарушения:
Организация неправомерно оприходовала в составе основных средств программу для расчета сопротивления материалов, на которую у неё нет исключительных прав.
Требования законодательства:
В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Согласно ст. 1261 ГК РФ программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Приобретая программу для ЭВМ, организация не получает исключительных прав на неё. Такие права остаются за разработчиком, а клиент приобретает лицензию на использование. Отсутствие исключительных прав на объект означает, что не выполнено одно из условий признания нематериальных активов. Таким образом, нельзя отнести подобное программное обеспечение и к нематериальным активам.
Данный вывод следует из пункта 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и из пункта 3 статьи 257 НК РФ. Соответственно, и в бухгалтерском, и в налоговом учете стоимость программы нужно списать в расходы.
В связи с изменениями, внесенными Приказом Минфина №186 от 24.12.2010 п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета № 34н нужно применять в новой редакции: «Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида».
Рекомендации аудитора:
Учет программы в качестве самостоятельного инвентарного объекта основных средств или в составе нематериальных активов является необоснованным. Данное программное обеспечение нужно по-прежнему учитывать на счете 97 с последующим равномерным списанием на счета затрат.
Так как в инструкции по применению плана счетов по-прежнему говорится, что счет 97 предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим периодам;
Кроме того, на основании п. 39 ПБУ 14/2007 получатель (он же лицензиат) должен отразить разовый платеж за право пользования объектом НМА в составе расходов будущих периодов и списывать в течение срока действия соответствующего договора/
Справка АС-АУДИТ:
Если в бухгалтерском учете расходы на программу учтены в составе РБП, а в налоговом учете списаны в полном объеме при покупке, возникает налогооблагаемая временная разница. Она, в свою очередь, порождает отложенное налоговое обязательство, которое следует учитывать на счете 77 с одноименным названием.
В бухгалтерской отчетности стоимость программного обеспечения необходимо отражать по-новому. В старой форме баланса расходы будущих периодов показывали в специальной строке раздела «Оборотные активы» в составе запасов. В новом бланке (утв. приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н), отдельная строка для РБП не предусмотрена. Но организациям дано право самостоятельно устанавливать детализацию показателей. Как следствие, компания может ввести в форму баланса строку «Расходы будущих периодов» и отражать в ней существенные суммы РБП. Если же величины несущественны, можно показывать их в составе запасов без дополнительной расшифровки.
Теги: Аудит, бухгалтерская отчетность, Лицензия, Нематериальные активы, Практика аудиторских проверок, Программное обеспечение
Ссылки по теме:
Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов (НДС. налог на прибыль, УСН) - по данным на 21.04.2020 5 Оформление документов на бумажном носителе, представляемых в ФНС при проверке. 5 Из практики аудиторских проверок 5 Из практики аудиторских проверок 5 Из практики аудиторских проверок 5
|