Аудит и консалтинг, 

бухгалтерский учет.
О компании
Услуги
Новости
Консультации
Разработки
Контакты
Новая страница



Подпишитесь на рассылку анонсов новостей АС-АУДИТ по почте или читайте нас в блогах.
Работая с нами через интернет, вы получаете скидку 10%!


Аудит и консалтинг, бухгалтерский учет.

English version




 
 
 

  Методика расчета стоимости груза, не заявленной клиентами

Главная > Консультации > Финансовый анализ > Методика расчета стоимости груза, не заявленной клиентами

Актуально на 01.06.2009 г.

Методика расчета стоимости груза, не заявленной клиентами

Проанализировав нормативные документы по перевозкам, мы обнаружили, что отсутствуют как методика определения стоимости груза, сданного на хранения, так и методика расчета стоимости груза, переданного к перевозке; в нормативных документах есть только общие указания, например:

а) в соответствии с п.2 ст.796 Гражданского кодекса РФ, «стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары».

Похожая формулировка используется в п.3 ст.393 ГК РФ, определяющей в частности размер ответственности хранителя (за принятый на хранение товар) и экспедитора (за принятый к перевозке груз): «при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено».

б) в соответствии с п.2 ст.169 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ, «стоимость груза определяется исходя из цены на товарной бирже или, если нет такой цены, исходя из существующей рыночной цены, а если нет ни той, ни другой цены, исходя из обычной стоимости грузов того же рода и качества».

в) в соответствии с п.2 ст.119 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07 марта 2001 года N 24-ФЗ, «стоимость груза или багажа определяется исходя из цены груза или багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары».

г) в соответствии с п.2 ст.119 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ, «стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче».

д) в соответствии с пп.2 п.1 ст.7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ, экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба «…за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части».

е) в соответствии с п.8 ст.34 Устава автомобильного транспорта от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ, «стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары».

Аналогичные указания есть в п.5.7 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях от 16.01.1985 г. №19, п.21.6 Правил международных авиаперевозок от 03.01.1986 г. №1/И.

На наш взгляд, применение оценки груза «по аналогичным товарам при сравнительных обстоятельствах в соответствующее время» требует наличия в штате специалистов-оценщиков или передачи этого бизнес-процесса на аутсорсинг. Применению оценки груза предшествует обязательная разработка и утверждение соответствующей методики, что требует дополнительных расходов, но не гарантирует, что в спорной ситуации (например, при утере груза) именно эта методика будет использоваться при расчете компенсаций собственнику груза.

В любом случае применение методов оценки товара будет усложнять и замедлять оформление документов, с дополнительными расходами.

В связи с вышеизложенным, для ускорения оформления складских документов (складская расписка, акты МХ-1 и МХ-3), на наш взгляд, целесообразно утвердить приказом руководителя регламент оценки груза, по которому грузы без объявленной ценности будут оцениваться, например, в 1 рубль. Соответственно, формально требование закона о «О бухгалтерском учете», Положения Минфина №34н, Госкомстата (разработавшего унифицированные формы), будет соблюдено, поэтому налоговые риски существенно уменьшатся.

Также можно внести соответствующий пункт в договор с заказчиком транспортно-экспедиционных услуг (или в виде дополнительного соглашения, или отдельный пункт в товарно-транспортных документах с обязательной подписью и печатью отправителя), по которому компенсация стоимости груза без объявленной ценности будет производиться исходя из 1 рубля за 1 единицу груза. На наш взгляд, в спорной ситуации это не будет гарантировать отсутствие требований клиентов о возмещении реальной стоимости груза при его утере, однако такой пункт в договоре должен существенно повысить дисциплину при оформлении документов отправителями. Т.о. коммерческие риски также существенно сократятся.



 
Партнеры 

сайта.


 
Copyright (C) АС-АУДИТ, 2003-2024 гг.
тел.: (495) 775-61-31, (925) 505-19-41
e-mail: info@as-audit.ru

Rambler's Top100

Создание и продвижение