Аудит и консалтинг, 

бухгалтерский учет.
О компании
Услуги
Новости
Консультации
Разработки
Контакты
Новая страница



Подпишитесь на рассылку анонсов новостей АС-АУДИТ по почте или читайте нас в блогах.
Работая с нами через интернет, вы получаете скидку 10%!


Аудит и консалтинг, бухгалтерский учет.

English version




 
 
 
Новости компании Новости законодательства Подписка Архив

  Обзор законодательства за период с 04.08.2007 по 20.08.2007

Главная > Новости > Обзор законодательства за период с 04.08.2007 по 20.08.2007

20.08.2007

I. Нормативные документы


16.08.2007 /Гарант/
Постановление Правительства РФ от 11 августа 2007 г. N 512 "О переносе выходных дней в 2008 году "
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней принято решение перенести в 2008 году следующие выходные дни: с воскресенья 4 мая на пятницу 2 мая; с субботы 7 июня на пятницу 13 июня; с субботы 1 ноября на понедельник 3 ноября.

01.08.2007 /Консультант плюс/
Налоговый орган не вправе самостоятельно производить зачет переплаты по налогу в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, срок принудительного взыскания которых истек (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации")
Комментарий:
Конституционный Суд РФ вынес Определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о соответствии Конституции РФ положений пп. 5 и 7 ст. 78 НК РФ и ч. 4 ст. 200 АПК РФ. Несмотря на то что жалоба заявителя не была разрешена по существу, в принятом решении Конституционный Суд РФ сделал ряд выводов, представляющих интерес для налогоплательщиков.
Фактически КС РФ рассмотрел следующий вопрос: существует ли срок давности проведения зачета излишне уплаченных сумм налога в счет погашения иных задолженностей налогоплательщика (в случае заявителя налоговая инспекция самостоятельно зачла излишне уплаченный налогоплательщиком в 2004 г. налог в счет погашения его задолженности по пеням за 1999 - 2000 гг.)? Наиболее значимые моменты, отраженные в Определении, сводятся к следующему.
Во-первых, КС РФ подтвердил, что до 01.01.2007 налоговый орган имел право самостоятельно и без дополнительного предварительного уведомления налогоплательщика произвести зачет переплаты по налогу не только в счет погашения недоимки, но и в счет задолженности по пеням. Напомним, что до 01.01.2007 этот вопрос был спорным, так как ст. 78 НК РФ в редакции, действовавшей до указанной даты, такой возможности не предусматривала. Причем арбитражная практика в этой части складывалась в пользу налогоплательщика (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 28.02.2007 N Ф09-954/07-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.12.2005 N Ф04-8679/2005(17509-А27-35), от 15.11.2005 N Ф04-8037/2005(16769-А27-23), ФАС Московского округа от 16.12.2005 N КА-А40/12402-05-П, ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2006 N А05-8548/2005-12).
Во-вторых, КС РФ констатировал, что в ст. 78 НК РФ непосредственно не определен срок, за пределами которого налоговый орган не вправе произвести зачет излишне уплаченного налога в счет недоимки и задолженности по пеням. В этой связи суд указал, что при проведении зачета должны применяться общие положения НК РФ, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов (в Определении упоминаются сроки, установленные ст. ст. 46, 113 и 115 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007). В результате КС РФ сделал следующий вывод: налоговый орган не вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки. Таким образом, Конституционный Суд РФ занял по этому вопросу ту же позицию, что и арбитражные суды (см., в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 29.06.2006 N А54-965/2005-С21, ФАС Московского округа от 31.05.2006 N КА-А40/4436-06).
Исходя из действующих положений ст. 70, п. п. 3, 9 ст. 46 НК РФ возможность принудительного взыскания недоимки и пеней по общему правилу ограничена сроком, который складывается из следующих периодов: 3 месяца со дня выявления недоимки или 10 дней с даты вступления в силу решения, принятого по результатам проверки (для выставления требования об уплате налога (пеней)), плюс срок для уплаты налога (пеней) (установлен в самом требовании), плюс 2 месяца со дня истечения срока, указанного в требовании (для внесудебного взыскания задолженности), или плюс 6 месяцев со дня истечения срока, установленного в требовании (для обращения с иском в суд). После истечения этого срока зачет может быть произведен только по заявлению налогоплательщика.
Применение документа (выводы):
Налоговый орган имел право самостоятельно провести зачет переплаты по налогу в счет погашения задолженности по пеням и до 01.01.2007. Однако ни до, ни после указанной даты инспекция не может самостоятельно зачитывать излишне уплаченный налог в счет погашения задолженности налогоплательщика, срок принудительного взыскания которой истек. Поэтому зачет, проведенный налоговым органом с нарушением этих сроков без заявления налогоплательщика, можно оспорить.

31.07.2007 /Кадис/
Изменение налогового законодательства
Внесены изменения в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты. В частности, увеличена первоначальная стоимость имущества, признаваемого амортизируемым, с 10000 до 20000 рублей;  установлен порядок определения налоговой базы по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ

31.07.2007 /Кадис/
Административные правонарушения в области дорожного движения
Внесены изменения в КоАП РФ. В частности, увеличиваются размеры штрафов за нарушения в области дорожного движения.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ


30.07.2007 /Гарант/
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В целях соблюдения интересов отдельных групп акционеров установлено, что порядок определения цены приобретаемых ценных бумаг, указанный в добровольном предложении о приобретении более 30 % акций ОАО, должен обеспечивать единую цену для всех владельцев ценных бумаг.
Срок, в течение которого приобретатель более 30 % голосующих акций ОАО обязан направить обязательное предложение о приобретении остальных акций ОАО и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, исчисляется также с момента, когда приобретатель узнал или должен был узнать о том, что он владеет указанным количеством таких акций.
Списание ценных бумаг, выкупаемых по требованию приобретателя более 95 % акций ОАО, с лицевого счета номинального держателя является основанием для записи о прекращении прав на соответствующие ценные бумаги по счетам депо клиента (депонента) без поручения последнего.
До 1 августа 2008 г. продлен срок, в течение которого лицо, владеющее на 1июля 2006 г. более чем 95 % общего количества голосующих акций ОАО, вправе направить требование о выкупе ценных бумаг.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

30.07.2007 /Гарант/
Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности"
С целью формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности внесены изменения в некоторые положения отдельных глав НК РФ ("Налог на добавленную стоимость", "Налог на прибыль организаций" и "Упрощенная система налогообложения").
Данные изменения, не отменяя существующий режим в отношении налогообложения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, расширяют круг налоговых льгот в области внедренческой деятельности научных и иных организаций.
Согласно внесенным дополнениям, от обложения НДС освобождены операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Кроме того, не являются объектом обложения НДС операции по уступке (приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки.
В качестве меры, направленной на уменьшение сроков окупаемости инновационных проектов, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, введено право налогоплательщика применять специальный коэффициент к основной норме амортизации (но не более 3).
Дополнен перечень расходов, которые могут уменьшать доходы налогоплательщика при применении упрощенной системы налогообложения. К таким расходам отнесены, например, расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).
Изменен срок вступления в силу положений Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ об освобождении от налогообложения налогом на прибыль денежных средств, полученных некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, денежных средств, полученных собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом целевого капитала, а также средств, полученных некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом. Указанная льгота вводится с 1 сентября 2007 г.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования, за исключением вышеуказанного положения, вступающего в силу со дня опубликования.

II. Официальные разъяснения



02.08.2007 /Кадис/
Признание убытка от реализации права на земельный участок
Минфин РФ разъясняет порядок признания в целях налогообложения прибыли организаций убытка от реализации права на земельный участок.
Письмо ФНС РФ от 13.07.2007 NХС-6-02/558@


01.08.2007 /Консультант плюс/

Письмо Минфина России от 11.07.2007 N 03-03-06/1/481
На основании пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов, начисленных в установленном законодательством РФ порядке (за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ), уменьшают базу по налогу на прибыль. Следовательно, сумма начисленного земельного налога признается расходом независимо от целевого использования земельных участков. В частности, в целях налогообложения можно учитывать сумму земельного налога по земельным участкам, занятым непроизводственными объектами.

III. Формы учета и отчетности.


31.07.2007 /Кадис/
Письмо ФНС РФ от 09.07.2007 N ЧД-6-25/536@
Сведения о среднесписочной численности работников
Начиная с 1 января 2008 года все организации, независимо от среднесписочной численности работников, должны представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

IV. Постановления ФАС по федеральным округам.


16.08.2007 /Кадис/
Отсутствие у налогоплательщика товарно-транспортных накладных
Отсутствие у налогоплательщика товарно-транспортных накладных не может служить основанием для отказа в применении вычетов по НДС при условии оприходования товаров посредством оформления товарных накладных или актов приема-передачи.
Постановление Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 21.05.2007 по делу N А56-2515/2007

31.07.2007 /Subscribe.ru/
Постановление ФАС Московского округа от 28.06.2007 по делу N КА-А40/5150-07
Ситуация:
Налогоплательщик обратился в 2007 году в инспекцию с заявлением о возврате налога на имущество за 2003 год (одновременно налоговом органу была представлена декларация по налогу на имущество к уменьшению). Переплата возникла в связи с тем, что налогоплательщик не исключил из налоговой базы по налогу на стоимость имущества мобилизационного резерва, хотя такая льгота была предусмотрена пунктом "и" статьи 5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
Поскольку обращение имело место по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога, то налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате, хотя факт переплаты по существу под сомнение не ставил.
Решение:
Налоговый орган правомерно отказал налогоплательщику в возврате, однако, налогоплательщик имеет возможность вернуть переплату через суд. Как указал в своем знаменитом Определении от 21.06.2001 N 173-О Конституционный Суд, на иски о возврате излишне уплаченного налога распространяются общие правила исковой давности, то есть иск должен быть заявлен в пределах трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
В рассматриваемом случае такой факт не совпадает с датой излишней уплаты налога. По следующим причинам он случился несколько позднее.
Лицо, претендующее на исключение из облагаемой данным налогом базы стоимости имущества мобилизационного назначения, обязано подтвердить наличие определенного объема имущества мобилизационного назначения на балансе предприятия на момент уплаты налога.
Согласно Положению о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденного 02.12.2002, для документального подтверждения права на льготу по налогу на имущество организации должны были утвердить в учреждении, выдавшем мобилизационный план, сводные перечни имущества мобилизационного назначения. Отсутствие таких перечней на момент уплаты налога делало невозможным заявление указанной налоговой льготы. Налоговые органы в своих разъяснениях руководствовались именно такой позицией, а потому налогоплательщик не мог бы до утверждения сводного перечня воспользоваться льготой без негативных для себя последствий.
На практике утверждение перечней зачастую происходило с большим запозданием. Следовательно, утверждение сводного перечня и является для налогоплательщика моментом, когда он должен был узнать о факте излишней уплаты налога. Именно с этого момента и должен отсчитываться трехлетний срок исковой давности.
А потому, если в рассматриваемом случае утверждение перечня имело место не ранее осени 2004 года, то налогоплательщик еще имеет немного времени, чтобы успеть обратиться в суд с соответствующим иском.

Данный совет может быть полезен всем налогоплательщикам, которые забыли вовремя воспользоваться льготами, сконструированными аналогично рассмотренной.

V. Проекты

VI. Разное



Теги:





 
Партнеры 

сайта.


 
Copyright (C) АС-АУДИТ, 2003-2024 гг.
тел.: (495) 775-61-31, (925) 505-19-41
e-mail: info@as-audit.ru

Rambler's Top100

Создание и продвижение