Аудит и консалтинг, 

бухгалтерский учет.
О компании
Услуги
Новости
Консультации
Разработки
Контакты
Новая страница



Работая с нами через интернет, вы получаете скидку 10%!
Подпишитесь на рассылку анонсов новостей АС-АУДИТ по почте или читайте нас в блогах.


Аудит и консалтинг, бухгалтерский учет.

English version




 
 
 
Новости компании Новости законодательства Подписка Архив

  Обзор новостей GAAP, IFRS за период с 09.07.2010 по 16.07.2010

Главная > Новости > Обзор новостей GAAP, IFRS за период с 09.07.2010 по 16.07.2010

16.07.2010

15.07.2010 © /GAAP.ru, Источник «Accountancy Age»/
IASB придется реорганизоваться, чтобы выжить
Текущая ситуация представляет собой реальную угрозу самому существованию организации
Принятие международных стандартов финансовой отчетности в США остается под очень большим вопросом, и сам факт этого угрожает будущему существованию Совета МСФО вообще – выразил в ходе одного из своих последних выступлений новоизбранный глава совета попечителей Комитета по международным стандартам финансовой отчетности Томассо Падоа-Шиоппа (Tommaso Padoa-Schioppa). Тем самым он указывает на необходимость реорганизации IASB, прежде всего из-за сохраняющейся неопределенности относительно будущего международных стандартов за океаном.
На собрании попечителей в Вашингтоне в начале месяца Томассо Падоа-Шиоппа сказал, что вся программа конвергенции может закончиться одним большим разочарованием: «Желание иметь единые глобальные стандарты в очень значительной мере зависит от их принятия в США, а это остается под вопросом и может через год обернуться большим разочарованием».

Напомним, общая ситуация сейчас такова, что американский Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB) продолжает в ускоренном режиме проект конвергенции с Советом по МСФО (IASB), однако разработчики уже признали свою неспособность завершить его полностью к июню следующего года. Относительно этой даты ими теперь обещаны только самые важные проекты, а остаток стандартов будет закончен к концу 2011 года. Нельзя исключать, что и это расписание будет впоследствии изменено, или же что сбудется прогноз главы совета попечителей IASB. Со своей стороны Комиссия по ценным бумагам и биржам проводит собственный анализ влияния МСФО на национальную экономику - при этом многие компании не желают перемен, ссылаясь на высокие издержки перехода. 

Томассо Падоа-Шиоппа напомнил и об ещё одной опасности, а именно, что европейские финансовые министры могут отказаться от внедрения стандартов в ЕС или прекратить финансирование Совета по МСФО. «ЕС имеет много козырей на руках. Они могут внедрить, а могут и не внедрять стандарты. Процесс одобрения по-прежнему в их руках, и мы знаем по крайней мере о четырех таких, ожидающих решения <…> Им удалось централизировать финансирование, поэтому рычаги давления представляют реальную опасность».

Так, в частности, ЕС продолжает откладывать внедрение нового IFRS 9 по финансовым инструментам – незаконченного стандарта, который IASB в состоянии жесткого цейтнота разработал в разгар кризиса под сильным давлением все той же Европы. Многие страны, такие как Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Япония и ЮАР уже внедрили его, но не Европа. Что касается финансирования, то это проблема сейчас встала особенно остро – отчасти ввиду падения прибыли из-за неблагоприятного поведения валютных курсов, но в большей степени потому, что американские спонсоры и сами испытывают финансовые затруднения. «В самом худшем случае эти проблемы станут реальной угрозой существованию всей организации», - отмечает Томассо Падоа-Шиоппа.

В этой связи он предлагает провести своего рода реорганизацию IASB: пересмотреть вопрос финансирования, управления, разработки стандартов. До сих пор все шло хорошо, и большей частью сопутствовал успех, однако перемены необходимы для того, чтобы выжить в течение следующих десяти лет. Изменения грядут на всех уровнях – в том числе в наблюдательном совете, который осуществляет надзор за деятельностью Совета по МСФО. Среди его членов, напомним, глава SEC Мэри Шапиро и Еврокомиссар по внутренним рынкам Мишель Барнье. Последний был и остается одним из самых больших критиков структуры управления в IASB: «Подотчетность остается очень низкой, и IASB по-прежнему демонстрирует пренебрежение анализом результирующего эффекта своих стандартов на мировую финансовую стабильность», сказал он.

Падоа-Шиоппа добавил, что по-прежнему в Европе можно встретить «ностальгирующих» по старым временам, когда разработкой стандартов финансовой отчетности занимались государственные организации. Напомним, ЕС передал этот процесс в руки Совета по МСФО в 2005 году, что сопровождалось волной недовольств: многие просто не могли понять, как это возможно, чтобы стандартами учета занималась частная организация.


15.07.2010 © /GAAP.ru/
Американский GASB предложил руководство по предоставлению информации относительно эффективности расходования госсредств
После более чем двух десятилетий напряженного исследования Совет по стандартам учета для государственных органов США (GASB) предложил вчера руководство по предоставлению информации относительно расходования государственных средств, что в американской практике именуется термином «Service Efforts and Accomplishments» (SEA). Тем самым все федеральные и муниципальные органы США пытаются снабдить неким общим подходом к доведению этой информации до конечных пользователей финансовой отчетности госструктур.

По своей сути эта информация представляет собой индикатор эффективности расходования госсредств - в частности, предоставления услуг населению. Она является составной, притом одной из важнейших составляющих традиционных отчетов. Глава GASB Роберт Аттмор называет эту публикацию одним из важнейших шагов к более целостной отчетности госпредприятий, способной продемонстрировать инвесторам действительную эффективность распоряжения денежными средствами, доверенными чиновникам. 

Предложенное руководство от GASB выделяет четыре ключевых компоненты отчета о расходовании государственных фондов, шесть качественных характеристик, определяющих общую его эффективность, и три фактора доведения этой информации до пользователей - т.е. раскрытия. Четыре компоненты отчета – это 1) общая задача и её масштаб, 2) промежуточные цели 3) ключевые параметры измерения эффективности и 4) анализ результатов. Шесть качественных («универсальных») характеристик уже были раньше изложены в концептуальном документе GASB «Objectives of Financial Reporting» («Задачи финансовой отчетности»): адекватность, доступность для понимания, сопоставимость, актуальность, последовательность и надежность. Ну и три фактора успешного доведения финансовой информации до пользователей – это нахождение целевой аудитории, определение уровней раскрытия информации и способов коммуникации.


15.07.2010 © /GAAP.ru/
НБУ увеличил минимальный размер регулятивного капитала банков до 120 млн. грн.
Согласно ст. 7, 15, 55, 56 Закона Украины «О Национальном банке Украины», ст. 31, 32, 35, 47, 66 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», с целью обеспечения стабильной деятельности банков Украины, правление Национального банка Украины (НБУ) постановило утвердить изменения в Инструкцию о порядке регулирования деятельности банков в Украине, утвержденную постановлением правления НБУ от 28.08.2001 № 368, зарегистрированную в Министерстве юстиции Украины 26.09.2001 за № 841/6032. Об этом говорится в постановлении НБУ № 273 от 9 июля 2010 г., зарегистрированном в Министерстве юстиции от 6 июля 2010 г. за № 471/17766, текстом которого располагает РБК-Украина.
В частности, в постановлении говорится, что банки, которые на дату вступления в силу этого постановления имеют регулятивный капитал меньше 120 млн. грн, обязаны увеличить его до этого размера к 1 января 2012 г.

«Банки, получившие письменное разрешение на осуществление отдельных операций до вступления в силу этого постановления и имеют регулятивный капитал меньше установленного гл. 5 Положения № 275, с учетом изменений, внесенных настоящим постановлением, для сохранения права на осуществление этих операций (кроме операций по осуществлению инвестиций в финансовые учреждения в объемах, превышающих 5 процентов регулятивного капитала банка, а также инвестиций в любых размерах в другие юридические лица, которые не являются финансовыми учреждениями) обязаны до 1 января 2012 г. привести размер своего регулятивного капитала в соответствие с требованиями Положения № 275. Банкам, в которых размер регулятивного капитала меньше 120 млн. грн, до времени приведения размера регулятивного капитала в соответствие с требованиями этого постановления разрешено привлекать вклады (депозиты) от физических лиц (открывать новые вкладные (депозитные) счета физическим лицам и пополнять действующие) в пределах объема привлеченных вкладов физических лиц на дату вступления в силу настоящего постановления:», - говорится в постановлении.

Постановление вступает в силу через 10 дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины.
Напомним, что в декабре прошлого года Ассоциация украинских банков (АУБ) подала в Верховную Раду (ВР) замечания по увеличению уставного капитала банков до 120 млн. грн. АУБ предлагала увеличить размер минимального уставного капитала банка на момент его регистрации с 75 млн. грн до 120 млн. грн, отменить норму относительно запрета НБУ требовать от действующих банков увеличения их уставного капитала.
Отметим также, что 24 ноября 2009 г. в Украине вступил в силу закон №1533-VI от 23 июня 2009 г. «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса».  В частности, согласно закону, минимальный размер уставного капитала на день регистрации банка не может быть менее 75 млн. грн. Законом определялось, что НБУ не имеет права требовать изменений в уставный капитал банков, зарегистрированных до вступления в силу данного закона, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Регулятивный капитал банков включает основной капитал (1-го уровня) и дополнительный (2-го уровня). Основной капитал считается неизменным, тогда как дополнительный может меняться. Основной капитал включает, среди прочего, оплаченный уставный капитал, общие резервы под неопределенный риск при проведении банковских операций. Дополнительный капитал состоит, в частности, из субординированного долга, переоценки основных средств банка (его недвижимости), нераспределенной прибыли прошлых лет.


15.07.2010 © /GAAP.ru, Источник «Коммерсантъ, Дмитрий Бутрин, Олег Сапожков, Павел Белави»/
ФАС планово ослабит хватку
Служба видит себя мировым судом для жалобщиков и прокуратурой для картелей
Опубликован разработанный Федеральной антимонопольной службой (ФАС) пакет поправок к закону «О защите конкуренции» – «третий антимонопольный пакет». Главная новация - разделение понятий «картеля» и «согласованных действий, ограничивающих конкуренцию»: последнее не будет наказуемо уголовно. Кроме того, ФАС де-факто получит статус «антимонопольной прокуратуры», имеющей право проверять компании самостоятельно, а процессуальные нормы рассмотрения ФАС жалоб превратят ее в своеобразный «мировой суд» по антимонопольным делам.

ФАС начала разрабатывать «третий пакет» поправок к антимонопольному закону одновременно с жестким обсуждением в Госдуме «второго» пакета в 2009 году. Результат опубликован ФАС только сейчас, перед внесением в правительство. Исходя из ряда положений пакета, в частности предлагаемого запрета на пролонгацию договоров госструктур с банками до 1 января 2011 года, ФАС рассчитывает на его принятие Госдумой в 2010 году.

Пресс-служба ФАС отмечает главную новацию документа - разделение понятий «соглашений» и «согласованных действий» на рынке, нарушающих конкуренцию. Статья 11 закона «О конкуренции», посвященная соглашениям, ограничивающим конкуренцию (статья объявляет их картелями), полностью переписана, добавлена ст. 11.1, описывающая «согласованные действия» на рынке, запрещающиеся ФАС в духе норм закона «О торговле», но картельным сговором не признающиеся. Глава содержит обязанность для ФАС различать параллельные действия на рынке компаний, вызванные общими изменениями рыночных условий, и незаконное согласование работы компаний на рынке. Разница между «письменным» картелем и «устными» согласованными действиями значима: «согласованные действия» выводятся из сферы уголовной ответственности, к компаниям, участвующим в них, не применяются оборотные штрафы.

«Согласованные действия» при этом легализуются для групп аффилированных компаний и физлиц - ФАС вносит в закон свое определение групп, схожее с пониманием Минфина и Минэкономики, но с отличиями. Так, для норм антимонопольного законодательства вводится понятие группы физлиц - это супруги, родители и дети, братья и сестры.
Предмет регулирования закона в целом немного расширен. Если ранее ФАС считала сферой компетенции лишь сделки иностранных и российских компаний, имеющие отношение к конкуренции в РФ, то теперь поправками к ст. 3 гл. 1 и новой ст. 26.1 гл. 7 закона предлагается распространить госконтроль ФАС на сделки с российскими активами для всех импортеров с объемом ввоза в РФ товаров на свыше чем 1 млрд. руб. в год.

Наиболее интересны поправки ФАС к закону, де-факто определяющие его собственный статус в системе органов власти. Так, ФАС предлагает предоставить ей самостоятельное (не по чьему-то заявлению) право внеплановых проверок организаций. По сути, эта короткая поправка и связанные с ней изменения в закон, описывающие регламент проверок, превращают ФАС в «антимонопольную прокуратуру»: орган, имеющий право по своей инициативе проверять соблюдение антимонопольного закона. Начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский подтвердил «Ъ», что третий антимонопольный пакет «распространяет правила возбуждения антимонопольных дел (они могут возбуждаться «при наличии информации», по заявлениям и сообщениям граждан и СМИ) на проводимые службой проверки».
Другие же поправки, тщательно (даже с зачаточными «процессуальными нормами» и применением принципа состязательности процесса) регламентирующие процедуру обращения в ФАС граждан и организаций с жалобами и их рассмотрение, превращают комиссии ФАС в «квазисуды» по антимонопольным делам. Очевидно, стремление ФАС регламентировать порядок рассмотрения дел связано с намерением решать по крайней мере часть споров вне арбитражного суда. Статус комиссий ФАС, таким образом, будет близок к статусу мировых судов - но их вердикты не будут иметь силы судебного решения.

Часть поправок ФАС посвящена финансовому рынку. Так, ФАС отменит обязательную нотификацию соглашений на финансовом рынке. Кроме того, отдельный блок поправок описывает полномочия ФАС на стыке с системой госрегулирования конкуренции на банковском и финансовом рынке ЦБ и ФСФР - ФАС скрупулезно определила порядок присоединения финансовой организации к нефинансовой и свою компетенцию в таких сделках. Отдельно ФАС переопределяет правила заключения договоров госструктур с банками, а заодно закрывает «лазейку», позволяющую вместо конкурсов на финуслуги пролонгировать действующий договор. Отвечая на вопрос о прекращении с 1 января 2011 года «автоматической» пролонгации банковских договоров, господин Пузыревский отметил, что «тут вводится переходный период». «Будет полгода на то, чтобы подготовиться к перезаключению таких договоров через механизм конкурса»,— говорит главный юрист ФАС.

«Внесистемная» правка закона «О защите конкуренции» в рамках «третьего пакета» иногда довольно радикальна. Так, ФАС уже в законе прямо запрещает всем участникам рынка использовать термины «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «первый», «единственный» и «словосочетания с их использованием», а также слова «номер один», «лидер» и «иные аналогичные слова и словосочетания». Слова в превосходной степени используют в рекламных кампаниях многие потребительские бренды: например, Carlsberg («Пожалуй, лучшее пиво в мире»), Efes («Лучше не бывает»), Orbit («Самая вкусная защита от кариеса»), банк «Тинькофф» («Лучший кредит - кредитная карта «Тинькофф Платинум»). В некоторых случаях ФАС признает такие заявления не соответствующими действительности. Так, в сентябре 2008 года ФАС сочла ненадлежащей рекламу ООО «Компания ТЕЗ Тур» на «Первом канале» со слоганом «Туроператор N 1 в России», наложив штраф в размере 200 тыс. руб. ФАС преследует такую рекламу и в интернете - в июне 2010 года управление ФАС по Пермскому краю сообщило о возбуждении дела в отношении ООО «Везет», разместившего контекстную рекламу по словам «лучшее такси».
Отдельный блок поправок, важный для сырьевых компаний, связан с биржевой торговлей и понятием «монопольно высокой цены». ФАС в поправках обязуется использовать для ее определения метод сопоставимых рынков, берет на себя обязательства всегда учитывать биржевую цену при расчетах и признает, что биржевая цена (при условии, что она соответствует критериям ФАС - анонимность торгов, не менее трех участников торговли, торги не менее чем на 20% оборотов рынка) не может быть монопольно высокой в принципе.
В целом, «третий пакет» по отношению к рынкам действительно более либерален, чем первые два. Серьезные протесты его рассмотрение Госдумой вряд ли вызовет.


14.07.2010 © /GAAP.ru, Источник «Accountancy Magazine»/
PCAOB предупреждает относительно зарубежных аудиторов
Совет по надзору за учетом в публичных компаниях (PCAOB) выпустил официальное предупреждение всем аудиторским компаниям относительно использования результатов работы зарубежных аудиторов.
Проблема стоит особенно остро в случае их клиентов, которые осуществляют свою деятельность преимущественно в Китае, но чьи акции при этом торгуются на рынках  США в результате обратного слияния с американскими подставными фирмами. В соответствии с результатами проведенного исследования, аудиторские заключения таких компаний часто выпускаются зарегистрированными в США аудиторами (среди которых попадаются и очень небольшие аудиторские конторы), несмотря на то, что большая часть аудиторской проверки осуществляется за рубежом.

Регуляторы хотят подчеркнуть, что тем самым нарушаются важные аудиторские правила. В документе, опубликованном PCAOB в этот понедельник, описываются обстоятельства, при которых компания, выпускающая аудиторское заключение, может воспользоваться результатами работы стороннего аудитора. Отдельно подчеркивается, что аудиторы, прибегающие к помощи сторонних специалистов, должны руководствоваться теми же самыми требованиями, как если бы эти помощники являлись партнерами или же сотрудниками их собственной аудиторской компании.

В отдельных случаях регуляторами было обнаружено, что выпускающиеся в США заключения полностью, стопроцентно базировались на результатах аудита в Китае, а сами аудиторы даже не совершили туда ни одной поездки и не поняли ни слова из того, что им приходило оттуда на китайском. «Это большой риск для инвесторов, когда компания, выпускающая заключение, в действительности не проводит самостоятельно ни одной процедуры, либо не может осуществлять эффективный информационный обмен в результате языковых барьеров», - сказал Джордж Диаконт, директор отдела регистрации и проверок в PCAOB.


14.07.2010 © /GAAP.ru, Источник «Accountancy Age»/
Компании заставят отчитываться в степени своего влияния на экологию
Мировые разработчики стандартов работают над новыми правилами, которые могут заставить бизнес раскрывать в отчетности степень своего влияния на экологическое разнообразие. Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) принял во внимание пожелания структуры, которая носит название «The Economics of Ecosystems and Biodiversity» («Экономика экосистем и биоразнообразия» - TEEB) при Организации Объединенных Наций. Предполагается, что негативное влияние на окружающую среду будет измеряться и раскрываться в отчетах.

Справедливости ради надо отметить, что Совет по МСФО уже некоторое время работает над «зеленым» стандартом по измерению выбросов углекислого газа, и финальная его версия должна увидеть свет в 2012 году. В свою очередь, TEEB призывает представителей бухгалтерской среды предлагать свои решения относительно практического измерения и раскрытия информации о размере негативного влияния на окружающую среду.

«В конечном итоге способность использовать и заинтересованность в использовании таких оценок бизнесом при составлении отчетности будет зависеть от наработок в стандартах отчетности, требований по раскрытиям и деятельности регуляторов, осуществляющих надзор за воздействием на окружающую среду», - говорится в отчете TEEB.


14.07.2010 © /GAAP.ru/
Американский PCAOB предлагает новый аудиторский стандарт по подтверждению достоверности отчетности
Совет по надзору за учетом в публичных компаниях США (PCAOB) предложил новый аудиторский стандарт, касающийся процедуры подтверждения достоверности отчетности, с большим фокусом на свидетельства, получаемые от независимых третьих источников. Это будет более жесткая версия аудиторского стандарта, который действует сейчас - AU sec. 330 «The Confirmation Process».
 
«Эти предложения модернизируют требования по подтверждениям достоверности и усиливают требования для лучшей защиты инвесторов», - говорит действующий глава PCAOB Дэниел Гольцер (Daniel L. Goelzer). – «Также предложенный стандарт более четко оговаривает порядок учета риска возникновения значимого расхождения вследствие ошибки или сознательного хищения при планировании и проведении процедур подтверждения достоверности».

14 апреля 2009 года Совет по надзору за учетом в публичных компаниях выпустил документ с концептуальными предложениями по изменению аудиторского стандарта по подтверждениям, оригинальная версия которого датируется началом 90-х. Впоследствии было получено 24 письма с комментариями по концепциям.

«В предложенном стандарте переосмыслена важность аудиторских свидетельств, полученных от независимых третьих сторон, за счет чего расширяются и усиливаются требования к проведению процесса», - добавляет от себя старший бухгалтер PCAOB Мартин Бауман.
Комментарии принимаются до 13 сентября. В той или иной форме новый стандарт должен будет пройти одобрение в SEC перед окончательным принятием, как это оговаривает стандартная процедура.


14.07.2010 © /GAAP.ru, Источник «Коммерсантъ, Дмитрий Бутрин, Вадим Вислогузов»/
Время отбирать прибыль
Госкорпорации предлагают признать не вполне некоммерческими партнерствами
Минэкономики в проекте поправок к закону «О некоммерческих организациях» (НКО) предлагает в очередной раз скорректировать статус госкорпораций - вопреки их статусу НКО, правительство будет иметь право на изъятие у них прибыли, другие поправки к закону предполагают превращение госкорпораций фактически в специфическую форму ФГУПов. Юристы считают этот процесс естественным, однако предполагают, что акционирование госкорпораций по схеме «Роснано» позволило бы избавить Белый дом от необходимости бесконечно править законодательство о госкорпорациях.

Минэкономики опубликовало проект поправок к закону об НКО и другим законам, корректирующих правовой статус госкорпораций и госкомпаний. Напомним, госкорпорации появились в законе об НКО в июле 1999 года, когда правительство и ЦБ оформляли специальный статус Агентства по страхованию вкладов как некоммерческого партнерства. С 2005 года почти «спящей» нормой закона правительство воспользовалось для создания в рамках ст. 7.1 закона об НКО «институтов развития» - ВЭБа, Фонда ЖКХ, «Роснано», «Ростехнологий». В 2008 году президент Дмитрий Медведев объявил о необходимости как минимум неувеличения числа госкорпораций, и в июне 2009 года в законе об НКО появилась новая ст. 7.2 - о государственных компаниях, описывающая правовой режим юридического лица, аналогичного госкорпорации, но называющегося иначе. Этим режимом пока успел воспользоваться лишь «Росавтодор».

Впервые проект поправок к закону об НКО Минэкономики опубликовало после совета по финансовым рынкам у Дмитрия Медведева 9 февраля - поправки «Ъ» описывал 18 февраля, они касались, исходя из поручений президента, системы оплаты труда в госкорпорациях, их отчетности, подотчетности Счетной палате. В целом премьер-министру Владимиру Путину предлагалось реализовать все поручения по изменению режима работы госкорпораций до 1 июня 2010 года. Пока проект поправок проходил антикоррупционную перспективу, сроки были пропущены - возможно, за это по требованию президента вынесено взыскание заместителю министра экономики Ольге Савельевой.

Новая версия законопроекта о поправках к закону об НКО опубликована Минэкономики лишь в начале июля. Очевидно, со стороны госкорпораций ряд положений проекта встретил сопротивление: в новой версии нормы немного мягче и более расплывчаты, значительная часть вопросов о том, как должны работать госкорпорации, оставлена на усмотрение правительства. Минэкономики дополнило текст и дублирующими нормами, касающимися госкомпаний.

Тем не менее, в тексте есть важнейшая поправка, которой не было в феврале. Минэкономики предлагает передать наблюдательным советам госкорпораций право распределять прибыль, а также прямо провозглашает: «Прибыль государственной компании или ее часть по решению высшего органа управления может быть передана в доход РФ». То же касается и госкомпаний. Закон устанавливает и «правила консолидации» учета в госкорпорациях и госкомпаниях: проект поправок предлагает признавать общество «дочерним обществом», если госкомпания или госкорпорация «в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом», а зависимым от госкорпорации АО или ООО признается, если госкорпорация владеет там 20% и более голосующих акций или уставного капитала. Эта поправка дает теоретическую возможность госкорпорациям работать в режиме консолидированного налогоплательщика.

Прибыли в 2009 году де-факто не было лишь у «Ростехнологий» (70 млн. руб.) - прибыль остальных составила от 10 млрд. руб. («Олимстрой») до 31 млрд. руб. (ВЭБ). Она не изымалась и не могла изыматься или распределяться - собственно, одним из отличий некоммерческих организаций от коммерческих хозяйственных обществ является запрет для первых на распределение прибылей среди участников.

По словам Максима Черниговского из компании «Вегас-Лекс», на деле госкорпорации и госкомпании по своему правовому статусу ближе не к некоммерческим организациям, а к «обычным» хозяйственным обществам, к таким как ООО, ФГУПы или бюджетные учреждения. То, что собственник ГК хочет забрать их прибыль себе в доход, процесс естественный, однако с точки зрения «юридической чистоты» остается непонятным, почему организации, ведущие коммерческую деятельность, относятся к некоммерческим, считает эксперт. Поэтому, по его словам, правильнее было бы постепенно преобразовывать их в АО (как это сейчас происходит с «Роснано»). По словам Максима Черниговского, раньше вопрос о прибыли этих структур не был актуален, поскольку основной целью создания госкорпораций и госкомпаний было целевое использование бюджетных средств. «Они создавались не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы потратить деньги», - говорит юрист. Отметим, после утверждения поправок само описание госкорпораций в числе НКО лишается всякого смысла - их правовой статус будет ближе к ФГУПам.

12.07.2010 © /GAAP.ru, Источник «Bloomberg Businessweek»/
Европейских финансовых министров просят раскрыть результаты банковских стресс-тестов
Финансовые министры Европы оказались под давлением: их настойчиво просят поделиться подробными результатами стресс-тестирования в европейской банковской сфере, которое проводится, чтобы узнать, смогут ли представители индустрии выдержать возможное ухудшение долгового кризиса. Регуляторы решили исследовать 91 крупнейший банк, среди которых немецкий Deutsche Bank AG, французский BNP Paribas SA и голландский ING Bank. Все вместе они составляют 65% всей европейской банковской системы. На сегодняшнем заседании в Брюсселе министрам предстоит решить, насколько детальной будет информация в отчете по результатам тестирования, публикация которого намечена на конец июля.

«Рынки хотят знать больше деталей и кое-что ещё в дополнение: если банк действительно столкнется с трудностями, где он найдет средства на рекапитализацию?» - говорит Дэниел Грос, директор Европейского политического научно-исследовательского центра (Centre for European Policy Studies) в интервью Bloomberg. – «Стресс-тесты без деталей не имеют никакого смысла».

Регуляторы очень рассчитывают на положительные результаты, чтобы убедить инвесторов в благополучии финансовых институтов Европы даже в разгар долгового кризиса в Греции, Испании и Португалии. Однако официальным властям ещё предстоит решить и огласить свое решение относительно того, что делать с банками, которые провалят тест - будет ли им нужен дополнительный капитал и от кого они его получат, от правительств своих стран, или же помощь будет оказана на уровне всего ЕС. Аналитики Credit Suisse Group AG сказали в четверг 8 июля, что «реальный тест» здесь на самом деле не для банков, а для правительств – тестируется их способность адекватно среагировать на ситуацию и предоставить помощь компаниям, которые провалятся.

Эксперты Nomura Holdings Inc предрекают, что в соответствии с худшим сценарием развития событий (когда Греции, Ирландии, Италии, Португалии и Испании придется реструктуризировать свои долги), мировая банковская система может потерять около 900 миллиардов долларов. Однако Moody’s Investors Service 11 июня сообщили, что европейские банки способны абсорбировать потери по правительственным и частным долгам в Греции, Португалии и Испании без привлечения дополнительных средств.

К проводимым тестам есть серьезное нарекание, и экономист лондонского офиса Societe Generale Джеймс Никсон озвучил эту точку зрения: есть подозрение, что тесты недостаточно строги и не учитывают потенциального размаха потерь. Так, регуляторы сообщили инвесторам, что модель предполагает потери в размере около 17% по греческому госдолгу, 3% по испанским федеральным облигациям и ни одного процента по долгым обязательствам Германии. «Прикидка по Греции выглядит несерьезной, в особенности с учетом того, то если действительно в Европе будет дефолт, потери будут гораздо более значительными», - говорит Никсон.

Старший экономист Unicredit Group (Лондон) Марко Анунзиата отмечает, что надежда на то, что стресс-тесты отвечают запросам инвесторов, сохраняется, однако будет лучше обратить внимание на контроль за их проведением на национальном уровне. «Чем в большей степени они координируются на общеевропейском уровне, тем больше вероятность сбоя, что провалится либо сам тест, либо исказится при передаче информация. В Европе координация вообще снижает эффективность любого мероприятия до наименьшего общего знаменателя», - сказал он.


12.07.2010 © /GAAP.ru, Источник «Ведомости, Филипп Стеркин, Наиля Аскер-Заде»/
Открытие эмитента
ФСФР хочет сделать эмитентов более прозрачными. Компаниям придется сообщать об изменении не только долей акционеров, но и числа контролируемых ими голосов.
На прошлой неделе ФСФР опубликовала проект изменений в положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг. Список существенных фактов, информацию о которых придется публиковать, расширяется.

Публичным компаниям придется сообщать об изменении числа голосов, прямо или косвенно контролируемых одним из акционеров (при превышении порогов 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% голосов). Число голосов, контролируемых владельцем, может быть больше его пакета акций, например, из-за акционерного соглашения, объясняет партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов.

Участники акционерных соглашений уже обязаны уведомлять эмитента о договоренностях - поправки об этом приняты в прошлом году, рассказывает Степанов. Не было нормы, обязывающей эмитента раскрывать подобную информацию, пояснил «Ведомостям» руководитель ФСФР Владимир Миловидов. ФСФР пытается бороться с ситуацией, когда акционеры дробят пакеты, чтобы не сообщать о превышении порогов владения, говорит партнер «Нерр» Илья Рачков.

Решить все проблемы не удастся, констатирует Степанов: нужно сообщать о контроле над голосами вместе с аффилированными лицами, а доказать аффилированность непросто. Голоса могут быть переданы оффшорному трасту, приводит пример партнер Goltsblat Антон Ситников. Миловидов согласен, что понятие аффилированных лиц нужно уточнить, законопроект готовит Минэкономразвития.

Понятие аффилированности определено в законе о защите конкуренции, оно очень узкое, говорит директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков. В феврале опубликован проект поправок в Гражданский кодекс: можно будет признать аффилированными любых лиц, имеющих возможность давать компании указания, например, на основании договора. Документ дорабатывается перед внесением в правительство, рассказал Осколков.


12.07.2010 © /GAAP.ru, Источник «Коммерсантъ, Ксения Дементьева»/
Минфин оказал потребителям финуслугу
Права банковских клиентов выходят на высший уровень
Минфин совместно с другими регуляторами участников финансового рынка подготовил проект правительственного доклада о защите прав потребителей финансовых услуг. В нем предлагается законодательно закрепить ряд ограничений, важнейшие среди них - максимальные размеры полной стоимости кредита и ежемесячного платежа (в зависимости от доходов заемщика), штрафа за просрочку (в зависимости от ее размера). Банки предлагается наказывать за бездействие по возврату кредита.

Минфин подготовил и направил премьер-министру Владимиру Путину проект правительственного доклада по защите прав потребителей финансовых услуг, сообщил на XV Северо-Западной банковской конференции замминистра финансов России Алексей Саватюгин. Проект (есть в распоряжении «Ъ») разработан в соответствии с поручением президента правительству N Пр-586 от 8 марта 2010 года и содержит предложения ведомств—регуляторов финансового рынка по изменению законодательства. В подготовке проекта доклада, помимо Минфина, приняли участие Минэкономразвития, ЦБ, Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор, пояснил «Ъ» господин Саватюгин.

Проектом предлагается законодательно определить понятия «финансовая услуга» и «потребитель финансовой услуги». В настоящее время понятие «финансовая услуга», например, используется только в законе «О защите конкуренции», в результате идет дискуссия, является ли потребителем финансовых услуг пайщик инвестфонда или клиент страховой компании, отметил Алексей Саватюгин.

Предлагается также установить стандарты, по которым банки должны раскрывать содержание и условия предоставления услуг гражданам. «Потребители финансовых услуг должны иметь возможность получить данную информацию по стандартизированным формам в любой момент в целях изучения положений до заключения договора», - говорится в документе. Сейчас далеко не все банки раскрывают полную информацию об условиях кредитования до принятия решения о выдаче кредита, а предоставляют ее лишь в момент заключения кредитного договора, особенно остра данная проблема стоит на рынке экспресс-кредитования.

Проект предусматривает ряд ограничений при предоставлении финансовых услуг. Так, предлагается ограничить максимальные размеры полной стоимости кредита и ежемесячного платежа - в процентах от дохода заемщика, максимальный размер штрафов и пеней за просроченный кредит - пропорционально размеру просроченной задолженности и периоду просрочки. Сейчас многие банки взимают фиксированный штраф (500-700 руб.) при нарушении сроков внесения платежа независимо от суммы просрочки, которая может быть в разы меньше штрафа за нее.
Кроме того, согласно проекту банки должны отвечать за свое бездействие по возврату кредита. «Некоторые банки в течение длительного времени ничего не предпринимают и просто продолжают начисление штрафных процентов, чтобы потом взыскать все», - пояснил необходимость данной меры Алексей Саватюгин.

Целью доклада является вынесение вопроса о защите прав потребителей на финансовых рынках на отдельное обсуждение советом по развитию финансовых рынков при президенте РФ. Разработчики документа рассчитывают, что это может случиться к концу года. Как пояснил «Ъ» пресс-секретарь премьер-министра Владимира Путина Дмитрий Песков, в правительстве получили проект доклада, он будет рассмотрен, доработан и представлен президенту «на днях». Он отметил, что это не окончательный вариант и работа в этом направлении будет продолжаться.

«В целом инициатива правильная, делать рынок потребительского кредитования в России цивилизованным, как это сделано в других странах, нужно», - говорит директор дирекции развития продуктов ОТП-банка Дмитрий Сапронов. – «Учитывая низкий уровень грамотности населения, вполне рациональными выглядят предложения установить верхнюю максимальную планку по размеру полной стоимости кредита». «Предложенные меры вполне разумны», - соглашается зампред правления банка «Возрождение» Александр Долгополов. – «На мой взгляд, никаких чрезмерных ограничений для банков они не содержат». «Введение ответственности банка за бездействие по взысканию кредита — неправильная мера», - добавляет Дмитрий Сапронов. – «Этот вопрос и так урегулирован нормативами ЦБ, при расчете которых учитываются уровень просроченной задолженности и резервы». По его мнению, правильнее было бы обязать банки сразу же информировать клиента о возникновении просрочки, что позволило бы избежать увеличения долга по техническим причинам или по невнимательности.


Свои предложения по организации и содержанию обзора новостей GAAP, IFRS просьба представлять в департамент аудита по электронной почте на info@as-audit.ru  или по телефону (495) 775-61-31.
 
16.07.2010 г.



Теги:





 
Партнеры 

сайта.


 
Copyright (C) АС-АУДИТ, 2003-2024 гг.
тел.: (495) 775-61-31, (925) 505-19-41
e-mail: info@as-audit.ru

Rambler's Top100

Создание и продвижение